Поддержка занятости на производстве и усиление социальной защиты работников Республики Беларусь Печать

В условиях глобализации, когда все страны взаимозависимы в производственной, хозяйственной и финансовой деятельности, экономический кризис затронул практически все государства. Финансовые потрясения заставляют большинство предприятий во всем мире менять подходы к организации и управлению производством, оптимизировать численность персонала, пересматривать условия оплаты труда.
Не миновал кризис и Беларусь, которая сильно зависит от своих деловых партнеров, особенно от России и стран Европейского Союза. Российские предприятия стали отказываться от ранее заключенных контрактов, просили отсрочки по платежам, настаивали на снижении цен по всему ассортименту продукции. В то же время они требовали предоплаты за поставленную продукцию. В результате на белорусских предприятиях, терявших покупателей, росли объемы нереализованной продукции на складах, а нехватка оборотных средств негативно сказывалась на производственном процессе. Все это приводило к вынужденному сокращению производства.

Вместе с тем замедление темпов экономического роста сопровождалось снижением эффективности использования рабочей силы на производстве. Политика большинства белорусских предприятий была направлена на сохранение кадрового потенциала путем перехода на режим неполного рабочего времени и предоставления административных отпусков. Как следствие, при внешне стабильном уровне безработицы увеличивались масштабы вынужденной неполной занятости на производстве. Численность работников в режиме вынужденной неполной занятости в январе-декабре 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. увеличилась в 1,5 раза и составила 456,2 тыс. чел. (15,6% к среднесписочной численности работников). Из них работники, переведенные на режим неполной рабочей недели, составили 247,3 тыс., отправленные в административные отпуска - 208,9 тыс. чел.
Вынужденная неполная занятость, с одной стороны, является способом поддержания занятости и гарантии получения определенного уровня заработка, а с другой - негативным процессом, поскольку сопровождается постепенной дисквалификацией работников, потерей их профессиональных навыков, формированием контингента потенциальных безработных. Отметим, что более половины (121,3 тыс. чел.) из общего числа работников были отправлены в административные отпуска без сохранения заработной платы.
В целях стабилизации ситуации на рынке труда Правительством принят ряд антикризисных мер. С начала текущего года организован еженедельный мониторинг ситуации на рынке труда. Реализация комплекса мероприятий по поддержанию занятости населения позволила минимизировать негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на основные индикаторы рынка труда. Численность регистрируемых безработных увеличилась с 40,6 тыс. чел. на конец января 2011 г. до 47,6 тыс. в сентябре, а затем наметилась тенденция к ее снижению - до 44,3 тыс. чел. на конец декабря. Официально регистрируемая безработица стабильно удерживалась на уровне 0,9% от экономически активного населения при прогнозируемом целевом параметре 1,1-1,2% на конец 2011 г.
Анализ зарубежного опыта противодействия безработицы в условиях мирового кризиса свидетельствует о целесообразности осуществления следующих мероприятий:


  • усиление мер, направленных на формирование благоприятных условий для создания новых рабочих мест (административных и экономических);
  • совершенствование системы подготовки кадров, осуществление заблаговременной и соответствующей потребностям экономики подготовки и переподготовки работников. Возрождение системы внутрифирменной подготовки кадров на основе установления нормативов финансовых затрат нанимателей на эти цели;
  • субсидирование и льготное кредитование безработных для организации собственного дела;
  • расширение видов и форм оплачиваемых общественных работ с учетом специфики населенных пунктов и образовательно-профессионального состава безработных;
  • создание системы обязательного государственного страхования граждан на случай безработицы (учитывая опыт Украины, Казахстана, стран Балтии и т.д.)

 

Среди мер, используемых для защиты рабочих мест, наибольшее распространение получили бюджетные ссуды, выделяемые нанимателям при организации и модернизации рабочих мест сроком до трех лет. Одно из главных направлений противодействия безработице - стимулирование развития занятости в сфере малого бизнеса.
В 2012 году основные усилия должны быть направлены не на сохранение занятости, а на совершенствование ее структуры путем активизации процесса создания новых рабочих мест в сфере услуг - телекоммуникаций, информационных, компьютерных, маркетинговых и рекламных и др. Росту занятости в сфере услуг будет способствовать также развитие социальной инфраструктуры в сельской местности, расширение малого бизнеса и предпринимательской деятельности в этом секторе экономики.
В текущем пятилетии Правительство делает большую ставку на вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики страны. К концу 2014 года его долю в объеме валовой выручки планируется увеличить до 30%, численность занятых в данной сфере – до 23-25% от общей численности экономически стабильного населения.