Оптимизация налогообложение Печать

Оптимизация налогообложение Понятие оптимизация налоговых платежей получило широкое распространение в западных странах. Для белорусской экономики это понятие достаточно новое. В экономической литературе существует одна методологическая ошибка, состоящая в том, что оптимизацию налогов в масштабах предприятия (организации) зачастую отождествляют с минимизацией налогов. Однако это не совсем правильно, поскольку сокращение одних налогов может привести к увеличению других.

Поэтому при осуществлении мероприятий по снижению налоговой нагрузки следует иметь в виду, что уменьшение налогов – не цель, а способ улучшения финансового состояния и повышения инвестиционной привлекательности предприятия (организации).

Налоговая оптимизация на микроуровне предполагает оптимизацию налогового бремени субъекта хозяйствования. Как уже было сказано, этот показатель можно рассчитать, как соотношение показателя суммы начисленных налогов и сборов и добавленной стоимости. В связи с этим под налоговой оптимизацией следует понимать организацию в рамках действующего законодательства деятельность субъектов хозяйствования, направленную достижение оптимального соотношения между добавленной стоимостью, создаваемой каждым предприятием (организацией) и суммой платежей в бюджет в целях достижения желаемого финансового результата.

Возможно Вам будет интересно:


Налоги на доходы Налоги на имущество

 

Поэтому, для выявления и подсчета резервов оптимизации налогов и других обязательных платежей в бюджет необходимо изучить влияние отдельных групп налогов на формирование финансового результата предприятия (организации). Вместе с тем возникает вопрос: какие налоги наиболее сильно уменьшают финансовые ресурсы субъекта предпринимательской деятельности? Есть два варианта ответа. Первый ответ понятен: те, чьи размеры самые большие. Второй ответ требует некоторых пояснений. Дело в том, что существует несколько групп обязательных платежей в бюджет.

1. Налоги, находящиеся «внутри» издержек обращения (себестоимости) – земельный налог, экологический налог и т.п. Уменьшение таких налогов приводит к снижению себестоимости (издержек обращения) и к увеличению налога на прибыль. В итоге эффект от минимизации таких налогов есть, но при этом увеличивается налог на прибыль.

2. Налоги, находящиеся «над» издержками обращения (себестоимостью)-НДС, акцизы, налог с розничных продаж и другие обязательные платежи, уплачиваемые из выручки от реализации товаров. Для НДС, например, важно уменьшать не сам налог, а разницу, подлежащую уплате в бюджет.

3. Налоги, находящиеся «вне» издержек обращения (себестоимости) – налог на прибыль. Для этих налогов следует стремиться к уменьшению ставки и уменьшению налогооблагаемой базы. При этом возможно увеличение налогов «внутри» издержек обращения (себестоимости), однако в целом эффект от минимизации есть.

4. Налоги, уплачиваемые из чистой прибыли. Для этих налогов следует стремиться к уменьшению ставки и налогооблагаемой базы.

Таким образом, наиболее сильно финансовые ресурсы предприятия (организации) уменьшают налоги 3 и 4 групп.

Комплекс мер по налоговой оптимизации должен быть направлен на максимальное увеличение доходов, остающихся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, а не на поиск способов уклонения от налоговых обязательств.

Налоговое администрирование: необходимость, сущность и содержание

Для успешного осуществления налоговой политики государства необходима эффективная система организационных мероприятий. Государство должно располагать достаточно надежным механизмом сбора налогов для того, чтобы получить прогнозируемые доходы в бюджет. Одним из главных составляющих в этом механизме выступает налоговое администрирование.

Налоговое администрирование – это система управления органами государственной власти налоговыми отношениями. Переход к новым условиям хозяйствования придал процессу управления налогообложением глубокий экономический смысл, предъявляя тем самым новые требования к его организации.

Налоговое администрирование – наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступления платежей в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений, нагнетают социальную напряженность. Перед данной сферой деятельности государства стоят следующие задачи:

– контроль своевременности уплаты платежей в бюджет;

– прогнозирование объемов налоговых поступлений;

– разработка новых концепций налогообложения, способствующих всестороннему социально-экономическому развитию;

– составление налоговых обоснований для обеспечения грамотной политики в системе ВЭД.

Выполнение перечисленных задач ускорит интеграцию отечественного налогообложения в международную систему налоговых отношений.

Налоговое администрирование достаточно емко по своему содержанию, условиям организации и целевым установкам. Это и выработка правовых основ налогообложения с учетом исторического опыта, современных достижений экономической науки и практики, и обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма, его элементов, и создание учетно-аналитических, отчетных правил, документов, и многое другое.

Одним из главных направлений совершенствования организации налогового администрирования выступает повышение его качества и эффективности путем проведения работ по регламентации. Деятельность по регламентации налогового администрирования направлена на обеспечение организационного единства, установление взаимодействия налоговых, правоохранительных и других контролирующих органов с органами государственного управления и объектом налогового контроля – налогоплательщиками.

Еще статьи по теме:


Налоги взимаемые с физических лиц Налоги взимаемые с юридических лиц