Методы установление цены на товар Печать

Если известны такие факторы, как потребительский спрос, издержки и цены конкурентов, то фирма может без особых трудностей установить цену на свой товар. При установлении цены применяются следующие методы: Формирование цены методом “издержки плюс  надбавка”. Самый простой способ ценообразования – начисление стандартной надбавки к себестоимости изделия.

 

Пример: предположим, что фирма имеет следующие затраты и предполагаемый объем продаж:

Переменные издержки на единицу продукции – 10 ден. ед.

Постоянные издержки – 300 тыс. денежных единиц.

Предполагаемый объем продаж – 50 тыс. шт.

Себестоимость единицы продукции рассчитывается следующим образом:

где  C – себестоимость единицы продукции;

VC – переменные издержки на единицу продукции;

FC – постоянные издержки;

Q – объем продаж.

C = 10 долл. + 300 тыс. долл. / 50 тыс. шт. = 16 долл.

 

Если фирма - производитель запланировала получение 20% прибыли к объему продаж, то цена товара с надбавкой составит:

где  P – цена продукции с надбавкой;

Ппл. – планируемая прибыль.

P = 16 долл. / (1-0,2) = 16 долл. / 0,8 = 20 долл.

Таким образом, производитель назначит посредникам цену 20 ден. ед. и получит 4 ден. ед. прибыли.

 

Формирование цены методом «себестоимость плюс надбавка» срабатывает только в том случае, если установленная цена обеспечивает предполагаемый объем продаж. Методика расчетов цен на основе наценок имеет широкое применение по следующим причинам: Во-первых, если этим методом пользуются все фирмы какой –либо отрасли, то их цены будут примерно одинаковыми. То есть ценовая конкуренция сводится к минимуму, что не было бы при назначении цен с учетом колебаний спроса. Во-вторых, продавцам значительно легче рассчитывать издержки чем оценить спрос, то есть упрощается задача ценообразования. В-третьих, данная методика расчета цены считается более справедливой как к покупателям, так и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются на покупателях, получая справедливую норму прибыли на вложенный капитал.

 

Расчет цены, исходя из целевой нормы прибыли на вложенный капитал

Предположим, что наша фирма вложила в производство продукции 1 млн. ден. ед. Она хотела бы установить такую цену, которая позволит ей получить 20% прибыли на инвестиции. Цена на основе целевой нормы прибыли рассчитывается следующим образом:

где 0,2 – целевая норма прибыли;

K – инвестиционный капитал.

P = 16 тыс. долл. + 0,20*1 млн. долл./50 тыс. ед. = 20 долл.

Производитель получает 20% прибыли на инвестиции при условии, что ему удастся продать запланированное количество изделий.

 

Установление окончательной цены

При назначении окончательной цены фирма должна рассмотреть следующие факторы:

1) психологию ценообразования;

2) влияние цены на других участников рыночной деятельности.

 

Психология ценообразования. Продавец должен учитывать не только экономическое, но и психологическое воздействие цены. Многие потребители воспринимают цену как показатель качества продукции. Назначение цены с учетом фактора престижности товара  особенно эффективно для такой продукции, как духи. Во флаконе, продаваемом за 100 долл., духов может быть всего на 10 долл., но люди готовы заплатить высокую цену, проявляя уважение к человеку, которому они намерены сделать такой подарок.

 

Кроме того, восприятие цены товара, основанное на ценовом ориентире, можно создать:

1) указав более высокую цену, запрашиваемую производителем;

2) дав информацию о том, что первоначально изделие стоило дороже;

3) сославшись на высокие цены конкурентов.

 

Влияние цены на других участников рыночной деятельности. Руководство фирмы должно принимать во внимание ответную реакцию других участников рыночной деятельности на установленную цену. Например, как отнесутся к ней посредники? Охотно ли торговый персонал фирмы будет продавать продукцию по такой цене? Не поднимут ли цены на свои товары поставщики, когда узнают о цене, назначенной фирмой? Не вмешаются ли государственные органы, чтобы воспрепятствовать продаже товара по такой цене?