Посреднические и консультационные услуги банков в Беларуси Печать

Посредничество коммерческих банков в валютно-финансовых операциях предполагает покупку-продажу зарубежной валюты либо платежных документов в ней, конверсию одной зарубежной валюты в иную, конверсию национальной валюты в иностранную валюту (и наоборот); перевод по поручению граждан заграничной валюты за рубеж, выплату гражданам полученных таким образом на их имя переводов; инкассо зарубежной валюты или платежных документов.

Предоставив своим клиентам консультационные услуги, традиционные банки консультируют своих клиентов по важным вопросам бухгалтерского учета, по отчетности, налогообложению, анализу финансовой и хозяйственной деятельности, внешнеэкономической деятельности, а также прочих видов экономически-правового обеспечения предпринимательской деятельности юридических и физических лиц. Большое количество консультационных услуг связано с выполнением банками пассивных и активных операций и предоставлением других услуг: привлечением ресурсов, кредитованием, финансированием капитальных вложений, расчетно-кассовым обслуживанием, внешнеэкономической деятельностью, операциями с ценными бумагами.

Консультационные услуги могут предоставляться устно или письменно, плата за их предоставление в некоторых случаях включается в плату за основной вид операции (услуги), который сопровождается консультированием.

 

Оказанием консультационных услуг могут заниматься как менеджеры подразделений банка, так и работники специально созданных подразделений. В отдельных случаях консультантами могут быть посторонние специалисты и организации, привлекаемые банками для предоставления консультаций своим клиентам. Консультативные услуги предусматривают наличие у работников, которые предоставляют, определенных знаний по экономике, банковского дела, других видов экономико-правового обеспечения предпринимательской деятельности, а также опыта практической работы в соответствующих областях. К сожалению, банки недостаточно уделяют внимания оказанию консультационных услуг, что связано, в частности, с уровнем квалификации банковских работников и высокой себестоимостью этих услуг. Однако банки находят выход из такой ситуации - они не только оказывают консультационные услуги клиентам, но и получают от них советы, особенно от тех, кто работает в соответствующем секторе экономики.

 

Банки через свое место и роль в экономике, наличие современных средств телекоммуникаций и компьютерной техники всегда имеют значительный объем разнообразной информации, т.е. документированных либо же оглашенных публично сведений о явлениях и событиях, которые происходят в государстве, обществе или экономике. Это дает им возможность оказывать информационные услуги, заниматься деятельностью, которая связана с доведением информационной продукции до потребителей для удовлетворения их информационных нужд.

 

Предоставляя специальные информационные услуги, коммерческие банки должны учесть, что по режиму доступа информация делится на:

 

1) открытую информацию, доступ к которой обеспечивается через статьи в официальных печатных изданиях, через распространение средствами массовой информации, через прямое предоставление информации заинтересованным клиентам;

 

2) информацию с ограниченным доступом; такие сведения по своему правовому режиму делятся на конфиденциальные и тайные. Конфиденциальная информация - сведения, которые находятся во владении, пользовании либо распоряжении отдельных юридических либо физических лиц. Они распространяется по их желанию согласно с предусматривающимися ими самими условиями. Владение информацией коммерческого, делового, банковского или другого характера, которая получена на свои средства юридическим или же физическим лицом, является предметом их коммерческого, банковского, делового или иного интереса. Исключение составляет информация коммерческого или банковского характера, правовой режим которой установлен согласно с действующим законодательством, а именно Законом Беларуси «О банках, а также банковской деятельности».

 

К секретной информации относится информация, которая содержит сведения, о государственной или другой, предусматривающейся законом, тайне.

 

В распространенных видов информационных услуг, предоставляемых банками, можно отнести:

 

1) информирование о нынешнем действующем законодательстве иностранных стран в области банковского дела, в области финансов, валютного регулирования или;

 

2) предоставление копий расчетно-денежных документов;

 

3) помощь в розыске упомянутых сумм;

 

4) предоставление достоверной информации о принятии Нацбанком Беларуси или иными органами решений, которые влияют на хозяйственную деятельность своего клиента;

 

5) доведение информации о курсах валют, котировках ценных бумаг, их доходности;

 

6) содействие в выборе партнеров (поставщиков либо покупателей), учредителей или участников обменных операций.

 

Привлечению к банковской системе денежных средств способствуют также операции банков с драгоценными металлами. Эти операции влияют на денежный оборот. Так, увеличение частной тезаврации банковских металлов вследствие продажи их инвесторам из государственных запасов адекватно уменьшает накопление их в неполноценных деньгах, т.е. сокращаются резервы поступления последних в активное обращение. И наоборот, снижение частной тезаврации банковских металлов вследствие скупки их приводит к накопления неполноценных денег у субъектов рынка и насыщению ими каналов оборота. Заметим, что накопление стоимости в форме банковских металлов (при условии стабильности цен на них и т.д.) позволяет субъектам рынка защитить свои сбережения от инфляционного обесценивания.